среда, 30 марта 2011 г.

«Энергетический вектор» Виктора Соломенцева

Виктор Соломенцев

Первый сольный концерт в Ишиме именно в новом качестве – столичного певца-профессионала - Виктор Соломенцев дал почти 12 лет назад, в январе 1994 года. Я помню ту замечательную творческую встречу. Зритель, влюбленный в искреннюю эстраду, и певец, тонкий знаток песенной культуры, бережный ценитель талантов прошлого, обрели друг друга.

"Хочу поделиться с вами тем, что мне очень дорого..." - так просто и доверительно открыл концерт Виктор Соломенцев. Тогда под аккордеон он исполнил любимые сердцем песни Оскара Строка, Вадима Козина, Петра Лещенко, Бориса Фомина, Леонида Утесова, Марка Мариновского, Георгия Виноградова… Танго, вальсы, фокстроты, романсы, пронизанные неподдельной радостью и печалью, счастьем и любовью… На русском, английском, немецком, итальянском… Певец сопроводил каждый номер рассказом о творчестве композиторов и исполнителей, заметив, что это – «своего рода дань памяти лучшим представителям золотого фонда советской классики».

Встреча во многом стала знаковой. Ишимцы получили право гордиться еще одним знаменитым земляком. Виктор, щедро награжденный признанием на фоне любви и благодарности, еще раз уверился в правильности выбранного творческого пути.

Сегодня мы почти не говорили о прошлом, потому что встретились на эксклюзивном интервью не впервые. Не заглядывали в будущее, чтобы не спугнуть удачу… Говорили о ценностях жизни Виктора Соломенцева: гастролях, концертах, друзьях, книгах…

- Виктор, как раскрываются Ваши пути-дороги?

- Скажу о самой знаменательной дате года - 60-летии Великой Победы… Мы не остались в стороне… В зале им. Чайковского у меня был сольный концерт с оркестром Анатолия Силина. Это замечательный коллектив музыкантов, с которым я сейчас сотрудничаю. Планы с оркестром наметили, сделали три концертных программы. Через два месяца – вновь концерт в зале имени Чайковского, который будет называться «Чарующее танго».

- Вы остаетесь верны традициям «ретро»?

- Не то что традициям…Хотя можно сказать, что и «да». Но я не перепеваю только старые песни, сочиняем новые – новое русское танго.

- В предыдущем нашем интервью Вы много говорили о дорогих сердцу именах…

- Должное внимание всем как бы отдано. Записал два диска, посвященных Вадиму Козину. Один в Магадане, с магаданским оркестром, второй в московской студии – «Забытые и неизвестные романсы Вадима Козина». Жизнь идет дальше…

- Вы проговорили «Мы…». Значит, есть единомышленники… Я уже услышала, что это оркестр Силина. А еще?

- Продюсерский центр «Городец», который сейчас занимается концертами. Есть поэты, музыканты, аранжировщики которые участвуют в программе. Работаю с поэтами - Андреем Кухаренко, Островским, со многими творческими коллективами: оркестром Анатолия Силина, Национальным академическим оркестром русских народных инструментов им. Осипова под управлением Калинина, ретро-квинтетом «Рио-Рита», инструментальным трио «Элит-класс» и другими.

- Кто Ваш сегодняшний зритель?

- Сейчас все больше на концерты приходит молодежи. У меня в программе много современной музыки, основанной на традиционной мелодике и ритмах, но с современными текстами, аранжировками, такой танцевальной… Это что-то в духе восьмидесятых – девяностых: музыка, которую сейчас редко пишут. Публике свыше сорока лет близка мелодичная лиричность, а нового материала не появляется. Мы этот вакуум и стараемся заполнить.

- Вы по-прежнему неразлучны с аккордеоном?

- На последних концертах практически не беру его в руки, работаю с оркестром. Я только что вернулся из Вьетнама. Поездка показала, что надо сделать ряд номеров и с оркестром и с инструментом одновременно. В этом проявляется своеобразная внутренняя динамика, которую нельзя упускать. И не потому, что оригинально, а потому что в этом скрыт внутренний энергетический смысл.

- Ощущается как бы быстрота смены декораций, особый артистизм…

- Да, аккордеон просто мой партнер. Когда стоишь один на сцене, даже если за тобой оркестр, все равно ограничен в выражении внешнем. Если начнешь махать руками, это не будет соответствовать произведениям - переигрывание… Инструмент позволяет скрыть многие моменты, не только сохранить динамику, но и проявить ее. Не обязательно ведь играть, можно просто держать инструмент, где-то прислониться, приподнять, поставить…Если раньше я играл только с аккордеоном и под фонограмму, то сейчас больше – с оркестром.

- Если бы Вас представляли в энциклопедии, что бы самое главное Вы пожелали прочитать?

- Не задумывался… Да и ни к чему.

- А что написано у Вас в «визитке»?

- Певец…

- Может, этим все и сказано?

- Я ничего такого не сделал… Не писал текстов, музыки хорошей… Я просто хорошо делаю свою часть работы… По крайней мере, понял, как надо делать. Потому что не важно, что говорит человек, что поет, а важно какие ощущения при этом присутствуют. Мы обычно стремимся к внешней части, стремимся подогнать творчество под стили, залакировать, пытаемся соответствовать чему-то, какой-то уровень для себя обозначаем… А выходит на сцену какой-нибудь крестьянин и… берет весь зал. А чем – не понятно. Берет своей аурой, своей энергетикой. Важен именно вектор энергетический. Люди сами порой не могут объяснить, почему выходят из зала, тут же покупают билет и снова идут на концерт, и цена не является определяющим фактором. Они хотят испытать еще раз те ощущения, что затронули за живое.

- Можете одним словом обозначить свое настоящее душевное состояние? И есть ли в нем присутствие счастья?

- Познание. Когда ты узнаешь законы, по которым развивается мир, когда ты их применяешь к себе, то сразу все становится понятным и ясным. Конечно, всегда остаются грани мелкие, в которых ты не разбираешься, но в принципе, если ты направлен по пути, который тебе открывается, то понимаешь, как надо жить. Недавно прочитал книгу «Наш последний великий шанс» Михаила Веллера, таллинского писателя. Тема: что такое человек и мир вокруг него, их взаимодействие. Реализация человека, по Веллеру, это получение максимальных ощущений. Они могут быть и отрицательными, и положительными, что зависит от личности человека, от того, в каком направлении он действует. Веллер многое объясняет из событий сегодняшнего мира: кто ты? Почему так, а не иначе действуешь? Это во многом - ключ к пониманию жизни и людей.

- Обязательно посмотрю книги этого автора. Такая литература мне тоже интересна. Вернемся к Вашему «я». Что в Вашем понимании вдохновение?

- Вновь призову в помощники практика-психолога, на этот раз – Норбекова. Я немного знаком с его теорией. В книге «Опыт дурака» он рассказывает о напутствии Учителя. Учитель говорил: для того, чтобы добиться какого-то результата, ты должен не делать то, что ты делаешь. Точнее, не просто ничего не делать, а вести себя в состоянии большой радости, привлечь те энергии, войти в тот резонанс энергий мироздания, космоса, которые позволяют наиболее эффективно принимать и усваивать информацию. Это, считаю, ключевая фраза для человека творческого. Если делать без радости - минимум пользы. Это я проецирую на все виды деятельности. Когда ты себя вводишь в состояние повышенной радости, то результат будет. И на концертах так же. Мы даже эксперимент проводили. Зал легко подключается к этим энергиям, на одну частоту, и потом именно на эту частоту радости еще приходят. Вдохновение бывает и стихийное, когда тебя в Америку, например, пригласили. Но важнее, когда ты целенаправленно вводишь себя в состояние вдохновения, в нем работаешь. Когда этому научишься, тогда, наверное, происходит то, о чем говорил Иисус: изменись и вокруг тебя изменится мир… Все почему-то хотят тепла, подсознательно хотят радости, никто не хочет, чтобы их грузили. И даже не просто грузили словами, а своей энергетикой… И когда ты знаешь эту задачу, постоянно ее осознанно делаешь - творишь в радости…Я тяну других в эту орбиту. Знаю сам, насколько это тяжело и сложно, если опыт и все подсознание тянет вниз, а ты стремишься вверх…

- Какие «изюминки» в общении с другими еще используете?

- Главное, всегда помню, что надо самому быть в этом состоянии вдохновения. Ты сам должен гореть.

- Какое дело стоит первым в числе самых важных ежедневных дел?

- Пожалуй, именно работа на волне вдохновения.

- Есть ли сегодня в окружении люди, которые Вас восхищают, для Вас светятся?

- Скорее всего, это литературные герои, киногерои - собирательные образы.

- Вы успеваете много читать?

- Читаю художественно-философские книги. Я сейчас работаю с режиссером Аркадием Светловым…

- Фамилия уже о многом говорит…

- Да. Он постоянно в состоянии горения. Еще - фокусник-иллюзионист, президент иллюзионистов России Владимир Руднев. Есть киногерой, который восхищает не только меня, но и миллионы людей, - американский танцор степа, будучи суперзвездой занимался по 8 часов в день. Это состояние, которое называется – глаза горят.

- Если бы у Вас была возможность задать вопрос любому историческому лицу, кто бы стал Вашим собеседником и какой вопрос прозвучал бы?

- Вопрос был бы такой: что ставить приоритетом – духовное или материальное? Ответ-то у меня есть, но стоит ли абсолютно, если нет другого выхода, ставить выше духовное? Насколько этот выбор проявится даже не в твоей перспективе, а именно в посмертии… Спросил бы у Пророка какого-нибудь… Или у самого Иисуса. Хотя он и все сказал, но это было 2 тысячи лет назад. Времена меняются, меняются ситуации.

- Какие последние события Вас особенно порадовали?

- Удивила поездка во Вьетнам. Я дважды от такой поездки отказывался. С фондом мира, когда приглашали. А так получилось, что один из участников гастролей заболел, меня пригласили за пять дней до отъезда, и времени на раздумья не было. А Вьетнам оказался такой необычной самобытной страной… Вне туристических маршрутов. Это не Китай и не Япония, не Малайзия…Совершенно фантастическое место колонн, 2050 островов… Мы были в Хошимине, в Сайгоне, И природа понравилась, и люди. Очень хорошо относятся к русским. Делегация представительная, например, Виктор Горбатко, который летал в космос с вьетнамским космонавтом.

- Какое качество, вынесенное из детства, Вы сохранили по сей день?

- Лень…

- Серьезно? – я откровенно удивлена.

- Я ленивый. Всю жизнь от нее избавляюсь.

- Вдохновением избавляетесь?

- Веллер написал очень хорошо: спешить - это лениться, делая все без перерыва.

- Без остановок?

- Без остановок. Хорошее правило. У Веллера много хороших правил.

- С друзьями юности поддерживаете отношения?

- Остался навсегда один студенческий друг Борис Коган, 26 лет постоянно перезваниваемся. Он сейчас в Мюнхене живет. И армейский друг – Борис Ганин.

- Вы в Ишим приезжаете, замечаете изменения?

- Город меняется в лучшую сторону.

- В чем конкретно?

- Тротуары появились, например. Конечно, хотелось бы, чтобы менялся динамичнее.

- И триединый вопрос: что любите, во что верите, на что надеетесь?

- Люблю узнавать новое. Новое, что несет в себе голографический единый смысл. Верю в дуальность бытия, по крайней мере, в том мире, в котором мы сейчас находимся, в нашем пространстве. Не столько верю, сколько знаю, что добро и зло уравновешены. И все дается в развитие человека. Моя философия – жить одним днем. Но это не философия потребителя, который считает, что после него хоть потоп, а философия - проживать день максимально, с наибольшим напряжением…А дальше – Бог даст… Завтра прорастет днем сегодняшним.

- Когда Вас услышим в родном городе?

- Это надо восполнить… Очень многим наше музыкальное направление нравится, и в Ишиме знакомые спрашивают, где можно приобрести диски, когда будут концерты. Обязательно запланирую…

Факты биографии Виктора Соломенцева. В железнодорожных школах №7 и №1 окончил 8 и 10 классов, поступил в педагогический институт. После года обучения перевелся в Челябинский институт культуры. Грезил об Уральской консерватории, но призван в армию. Жил, работал в Ишиме – в Доме пионеров и музыкальной школе №1.

- До 28 лет, - признался как-то мне В.Соломенцев, - я словно плыл по течению: что судьба давала, то и делал: другим аккомпанировал, детей учил. Определиться в искусстве очень сложно…

А далее Виктор сделал решительный шаг – поехал в Москву, как в пословице, «за песнями», за творческой удачей. Начал с Арбата, исполняя романсы, русские народные песни. Публика одобряла. А однажды спел «Марфушу» Марка Мариновского. Собралось публики… «Еще», - кричат. Впервые уловил именно состояние, которое сегодня назовет энергетическим вектором. Репертуар черпал со старых граммофонных пластинок, доступ к которым получал у коллекционеров. Очень благодарен коллекционеру Валерию Сапожкову, с верой в начинающего певца-профессионала открывшего свою сокровищницу песенного богатства. Во время одного из уличных выступлений к Виктору подошла Галина Ивановна Храбровицкая – директор государственного музея – гуманитарного центра «Преодоление» им. Н. Островского (в обиходе – «Салон Волконской»). Помогла устроить сольный концерт, познакомила с Надеждой Бабкиной. Редактор ЦТ Нечаев пригласил на программу «Российские университеты». Так открывалась Москва.

Гамму светлых чувств подарило мне очередное общение с Виктором Соломенцевым. Верю, что на его концерты ишимцы поспешат уже в скором будущем. А пока можно и диск музыкальный поставить… И внимать сердцем красиво спетую любовь… И быть благодарным судьбе за такой подарок.

Людмила Марикова

www.ishim.info
02/12/2005